Версия для слабовидящих

Телефон горячей линии по проведению ГИА 2023-2024: 8(86376)3-51-39 //

Пятница, ноября 08, 2024

Обучение детей с ОВЗ

 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный закон №273 — ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п.16).

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вовлечены во внеурочную деятельность, многие из них активно посещают кружки и секции.

_____________________

В рамках реализации комплекса мер по совершенствованию методики преподавания детям-инвалидам с различными нозологиями при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения, а также по организации повышения квалификации педагогов разработаны:

Блок I.

Методическое руководство по включению ребенка с мультисенсорными нарушениями (нарушения зрения и слуха) в дистанционный образовательный процесс (в 3-х частях) Часть 1. «Подготовка и проведение психолого-педагогического консилиума для диагностики возможностей ребенка, ресурсов семьи и разработки содержания индивидуальной программы коррекционной работы в дистанционном формате».

Методические рекомендации по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП вариант 1) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Методические рекомендации по сопровождению обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант II) в процессе реализации специальных индивидуальных программ развития (далее – СИПР) опосредованно (на расстоянии) с применением электронных ресурсов.

Методические разработки (с видеофрагментами) коррекционных занятий по коррекционно-развивающей области для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР 1-4 классов (АООП 2 вариант) (видеофрагменты).

Методические разработки (с видеофрагментами) коррекционных занятий по логопедии для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР 1-5 классов (АООП 2 вариант). Видеоматериалы (фрагменты учебных занятий с обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР 1-5 классов): видеоматериалы к учебному курсу «Изобразительная деятельность», 1 - 5 класс (АООП 2 вариант).

Информационно-методические материалы (Блок I) размещены и доступны для скачивания по ссылке: https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?w=1.

 Блок II.

Методические рекомендации «Использование ассистивных технологий на занятиях учителя-логопеда с детьми с задержкой психического развития в условиях дистанционного обучения».

Методические рекомендации по реализации коррекционно-развивающих курсов для обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования в условиях дистанционного обучения.

Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью по организации совместной игры в развивающих занятиях с ребенком в условиях вынужденной самоизоляции.

Методические рекомендации и материалы для организации дистанционного сопровождения родителей специалистами отдельных образовательных организаций для обучающихся с нарушениями слуха:

«Развитие речевого слуха в естественных повседневных ситуациях коммуникации»;

«Рекомендации по развитию познавательных процессов у ребенка с нарушенным слухом»;

«Рекомендации по подбору игр и упражнений для развития слуха»;

 «Читаем с ребѐнком»;

Видеоматериалы:

Видеокомплекс спортивных упражнений;

Видеорекомендации к занятиям по формированию речевого слуха;

Видеорекомендации по работе с детьми на этапе автоматизации звуков;

Примеры подготовки видео уроков для детей с нарушениями слуха.

 Методические рекомендации для родителей «Как можно подготовить ребенка к исследованию слуха».

Рекомендации для школьных педагогов, сотрудников психологической службы по организации взаимодействия с учениками с РАС и их семьями в условиях дистанционного обучения.

Информационно-методические материалы (Блок II) размещены и доступны для скачивания по ссылке: https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?w=1.

__________________________________

Информация для родителей (законных представителей) 

Справочная информация о созданных в коррекционных школах Ростовской области ресурсах получения профессионального обучения в рамках мероприятий по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019 году

В целях реализации в 2019 году мероприятия по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья федерального проекта «Современная школа» между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Ростовской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ростовской области на реализацию мероприятия «Поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья» федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование от 09.02.2019 № 073-08-2019-454 на сумму 42 156,94 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет 41 313,8 тыс. рублей.

Обновление материально-технической базы проведено в 10 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам: ГКОУ РО «Азовская специальная школа № 7», ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение», ГКОУ РО «Николаевская специальная школа-интернат», ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 38», ГКОУ РО «Ростовская специальная школ-интернат № 41», ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42», ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48», ГКОУ РО «Ростовский областной центр образования неслышащих учащихся», ГКОУ РО «Таганрогская специальная школа № 19», ГКОУ РО «Шахтинская специальная школа-интернат № 16», в том числе оснащение современным оборудованием:
- трудовых мастерских для реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового и профессионального обучения в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям);
- учебных кабинетов по предметной области «История и обществознание»,«Русский язык и литература», «Биологи», «Химия», «Физика», компьютерных классов;
- диагностическими комплексами, коррекционно-развивающими и дидактическими средствами кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, сенсорных комнат, залов для занятий лечебной физкультурой;
- для реализации программ дополнительного образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по направлениям «Робототехника», «Декоративно-прикладное искусство», «Фотовидеодело».

В рамках реализации мероприятия по поддержке образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обновлена материально-техническая база школьных мастерских по 6 профилям трудового и профессионального обучения:
«Обувное дело» - 1 мастерская в ГКОУ РО Ростовской школе-интернате № 41;
«Швейно-вязально-вышивальное дело» - 1 мастерская в ГКОУ РО «Таганрогская специальная школа № 19»;
«Агропромышленный профиль» - 1 мастерская в ГКОУ РО «Николаевская специальная школа-интернат»;
«Поварское дело» - 2 мастерских: в ГКОУ РО Азовской школе № 7, ГКОУ РО «Таганрогская специальная школа № 19»;
«Гончарное дело» – 3 мастерских: в ГКОУ РО Ростовской школе-интернате № 41, ГКОУ РО Шахтинской специальной школе-интернате № 16, ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате «Восхождение»;
«Картонажно-переплетное дело» - 4 мастерских: в ГКОУ РО Азовской школе № 7, ГКОУ РО Ростовской школе-интернате № 41; ГКОУ РО Ростовской школе-интернате № 42, ГКОУ РО РОЦОНУ.
Подробная информация размещена на официальных сайтах учреждений.

Перечень государственных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные программы профессионального обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных минобразованию Ростовской области

Перечень программ, предлагаемых для обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе с элементами дистанционного обучения, в профессиональных образовательных организациях

Перечень подведомственных профессиональных образовательных организаций, в которых планируется проведение подготовки граждан по основным профессиональным образовательным программам профессионального обучения

 Нормативно-правовая база

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

Методические рекомендации по организации логопедической помощи

Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2016 г. N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N ВК-1788/07 "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)

Письмо Минобрнауки России Об организации работы по СИПР728

Приложение к Приказу Минобразования РО № 108 от 28.02.2017

Приказ МОРФ от 10 апреля 2002 г. N 29_2065-п

Областной закон Ростовской области от 14 ноября 2013 г. N 26-ЗС "Об образовании в Ростовской области" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства Ростовской области от 15 октября 2018 г. N 639 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Доступная среда" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 21 декабря 2017 г. N 7 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях"

Приказ минобразования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Приказ от 29 декабря 2016 года N 859 Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Ростовской области

письмо МОРО в МОУО - об обучении на дому

Об использовании Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей – инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях

Об использовании примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

учебные планы

 Методические материалы:

Методические рекомендации об организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся с ОВЗ

Методические рекомендации по организации и проведению педагогического совета, семинара для педагогов образовательных учреждений по организации инклюзивного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (разработаны в рамках Государственного контракта от «10» апреля 2014 г. № 07.028.11.0005 «Повышение квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ по вопросам реализации федерального государственного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы»)