Версия для слабовидящих

Телефон горячей линии по проведению ГИА: 8(86376)3-51-39 //

Понедельник, декабря 02, 2024

Система оценки качества подготовки обучающихся

 

Идея качества образования является сегодня ведущей в концепции российского образования в целом. Концепцией модернизации российского образования, федеральными государственными стандартами определена главная задача образовательной политики - «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

Сегодня для повышения качества образования выстраивается модель внутренней системы оценки качества образования, одним из компонентов которой является комплексная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся.

В связи с этим актуальной для СОШ №7 становится цель создания модели системы получения объективной информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования), на основе которой можно будет принимать своевременные управленческие решения.

Модель составлена на основе научных подходов к качеству образования и включает в себя три неотъемлимых компонента:

  • уровень достижения комплекса образовательных задач, включая: образовательные (личностные, метапредметные и предметные) результаты; социализацию выпускников, включая овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе, развитие гражданского самосознания. 
  • соответствие ожиданиям/требованиям потребителей (социальный заказ);
  • соблюдение нормативных требований к условиям обучения и освоению образовательного стандарта.

В нашем понимании:

качество образования– комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

оценка качества образования– процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования;

внутришкольная система оценки качества образования– целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. (организационные структуры схемы);

система оценки качества подготовки обучающихся–  комплексное всестороннее изучение состояния индивидуальных образовательных достижений обучающихся, включающая объект и предмет, оценочные процедуры, оценочные средства, корреляцию полученных результатов внешней и внутренней оценки с целью своевременных управленческих решений, направленных на оптимальные достижения выпускниками на каждом уровне образования результатов ФГОС.

 Общие подходы к формированию системы оценки качества подготовки обучающихся:

В соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО система оценки реализует системно-деятельностный, комплексный и уровневый подходы к оценке образовательных достижений.

1. Системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.

2.    Уровневый подход.

Уровневый подход реализуется по отношению как к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов.

Уровневый подход к содержанию оценки на уровне начального общего образования обеспечивается следующими составляющими:

- необходимый уровень (базовый);

- повышенный уровень (программный).

Уровневый подход к содержанию оценки на уровне среднего общего образования обеспечивается следующими составляющими:

- базовый уровень;

- уровень выше базового;

- уровень ниже базового.

3. Комплексный подход.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путем:

  • оценки трех групп результатов: личностных, предметных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
  • использования комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений и для итоговой оценки;
  • использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные устные и письменные работы, проекты, практические работы, самооценка, наблюдения и др.).

 

 Рисунок1

Описание модели

Модель разработана на основе основной образовательной программы начального, основного и среднего образования в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО, Устава СОШ №7, Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся СОШ №7 (новая редакция).

В построении модели необходимо ответить на вопросы: кто оценивает, кого (или что) оценивает, по каким критериям (с чьих позиций, в чьих интересах) оценивает.

Целью системы оценки образовательных достижений обучающихся СОШ №7 является создание единой среды оценки и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на образовательные достижения обучающихся.

Задачами системы являются:

  • формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и подходов к его измерению;
  • повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;
  • проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений обучающихся и внесения необходимых корректив в образовательный процесс;
  • обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательного процесса;
  • содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся;
  • повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;

принятие обоснованных управленческих решений администрацией СОШ №7 Система оценки качества подготовки обучающихся является одним из способов организации оценивающей деятельности в образовательной организации. Достижение основной цели системы оценивания планируемых результатов в СОШ №7 обеспечивается через реализацию следующих мероприятий:

  • совершенствование структуры, организации и содержания системы оценивания и учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  • обеспечение комплексного подхода к оценке достижения обучающихся всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных;
  • разработку и определение/выбор адекватных форм оценивания, контрольно-измерительных материалов возрасту и т. д.;
  • дифференциацию содержания образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов и (или) профильное обучение;
  • организацию/участие системных исследований, мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  • отслеживание динамики индивидуальных образовательных результатов (по итогам текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации, образовательных мероприятий и пр.);
  • повышение компетентностного уровня педагогов и обучающихся;
  • ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с ходом образовательной деятельности и результатами их образовательной деятельности.

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ включает в себя следующие составляющие, представленные на схеме:

- объект системы: объективная оценка результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС (личностные, метапредметные, предметные);

- предмет системы: комплексные образовательные результаты обучающихся СОШ №7   в соответствии с требованиями ФГОС (личностные, метапредметные, предметные);

- тип оценивания (текущее, промежуточное, итоговое) 

- оценочные средства для проведения оценочных процедур

- комплексный анализ результатов качества образовательных результатов учащихся.

Принципами построения системы оценивания образовательных достижений обучающихся СОШ №7 являются:

  • комплексность (используется внешняя и внутренняя оценка, внутренняя оценка подразумевает административный и педагогический контроль);
  • ориентация системы на учет всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных);
  • реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений обучающихся, их социальной и личностной значимости;
  • сочетание разнообразных методов оценки;
  • объективность, достоверность, полнота и системность информации;
  • открытость, прозрачность процедур оценивания;
  • прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые результаты;
  • доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для различных групп потребителей;
  • соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания.

    Система оценки достижений планируемых результатов в СОШ №7 содержит административную подсистему и педагогическую подсистему.

    Административная подсистема – комплексный продукт оценки, включает:

  • мероприятия по оценке образовательных достижений;
  • класс (уровень освоения ООП);
  • вид аттестации (в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся СОШ №7)
  • вид оцениваемых образовательных результатов на каждом мероприятии по оценке образовательных достижений;
  • сроки проведения мероприятия по оценке образовательных достижений;
  • ответственного за проведение процедуры
  • форму отчетности по результатам оценочной процедуры;
  • уровень мониторингового исследования;
  • используемый инструментарий;
  • нормативные основания для проведения оценочной процедуры

      Педагогическая подсистема (каждого учителя) является комплексным продуктом оценочной деятельности учителя и включает (для примера на сайте представлена система учителя музыки 5 класс):

- поурочное тематическое планирование с указанием вида контроля на каждом уроке (текущий поурочный, текущий диагностический, промежуточная аттестация);

- формы оценки на каждом уроке (реализация принципа предоставления возможности каждому ученику на каждом уроке предъявить сформированный компетенции для определения их уровня) с учетом весового коэффициента каждой формы оценки;

- материалы работы по средневзвешенной системе оценки образовательных достижений учащихся;

- критериальную базу для осуществления оценочных процедур, основанную на принципах единства подходов и системности оценочной деятельности в СОШ №7

- комплект оценочных средств для реализации педагогической подсистемы оценивания.

        Вся система призвана обеспечить комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

         Компоненты системы (внешней и внутренней оценки) обеспечивают сонастройку в подходах, принципах, единстве оценочных средств и призваны выполнять задачу корреляции образовательных результатов учащихся, полученных в ходе проведения внешних и внутренних процедур оценки.