Система оценки качества подготовки обучающихся
Идея качества образования является сегодня ведущей в концепции российского образования в целом. Концепцией модернизации российского образования, федеральными государственными стандартами определена главная задача образовательной политики - «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Сегодня для повышения качества образования выстраивается модель внутренней системы оценки качества образования, одним из компонентов которой является комплексная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся. В связи с этим актуальной для СОШ №7 становится цель создания модели системы получения объективной информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования), на основе которой можно будет принимать своевременные управленческие решения. Модель составлена на основе научных подходов к качеству образования и включает в себя три неотъемлимых компонента:
В нашем понимании: - качество образования– комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; - оценка качества образования– процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования; - внутришкольная система оценки качества образования– целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. (организационные структуры схемы); - система оценки качества подготовки обучающихся– комплексное всестороннее изучение состояния индивидуальных образовательных достижений обучающихся, включающая объект и предмет, оценочные процедуры, оценочные средства, корреляцию полученных результатов внешней и внутренней оценки с целью своевременных управленческих решений, направленных на оптимальные достижения выпускниками на каждом уровне образования результатов ФГОС. Общие подходы к формированию системы оценки качества подготовки обучающихся: В соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО система оценки реализует системно-деятельностный, комплексный и уровневый подходы к оценке образовательных достижений. 1. Системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. 2. Уровневый подход. Уровневый подход реализуется по отношению как к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов. Уровневый подход к содержанию оценки на уровне начального общего образования обеспечивается следующими составляющими: - необходимый уровень (базовый); - повышенный уровень (программный). Уровневый подход к содержанию оценки на уровне среднего общего образования обеспечивается следующими составляющими: - базовый уровень; - уровень выше базового; - уровень ниже базового. 3. Комплексный подход. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путем:
|
Описание модели Модель разработана на основе основной образовательной программы начального, основного и среднего образования в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО, Устава СОШ №7, Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся СОШ №7 (новая редакция). В построении модели необходимо ответить на вопросы: кто оценивает, кого (или что) оценивает, по каким критериям (с чьих позиций, в чьих интересах) оценивает. Целью системы оценки образовательных достижений обучающихся СОШ №7 является создание единой среды оценки и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на образовательные достижения обучающихся. Задачами системы являются:
принятие обоснованных управленческих решений администрацией СОШ №7 Система оценки качества подготовки обучающихся является одним из способов организации оценивающей деятельности в образовательной организации. Достижение основной цели системы оценивания планируемых результатов в СОШ №7 обеспечивается через реализацию следующих мероприятий:
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ включает в себя следующие составляющие, представленные на схеме: - объект системы: объективная оценка результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС (личностные, метапредметные, предметные); - предмет системы: комплексные образовательные результаты обучающихся СОШ №7 в соответствии с требованиями ФГОС (личностные, метапредметные, предметные); - тип оценивания (текущее, промежуточное, итоговое) - оценочные средства для проведения оценочных процедур - комплексный анализ результатов качества образовательных результатов учащихся. Принципами построения системы оценивания образовательных достижений обучающихся СОШ №7 являются:
Система оценки достижений планируемых результатов в СОШ №7 содержит административную подсистему и педагогическую подсистему. Административная подсистема – комплексный продукт оценки, включает:
Педагогическая подсистема (каждого учителя) является комплексным продуктом оценочной деятельности учителя и включает (для примера на сайте представлена система учителя музыки 5 класс): - поурочное тематическое планирование с указанием вида контроля на каждом уроке (текущий поурочный, текущий диагностический, промежуточная аттестация); - формы оценки на каждом уроке (реализация принципа предоставления возможности каждому ученику на каждом уроке предъявить сформированный компетенции для определения их уровня) с учетом весового коэффициента каждой формы оценки; - материалы работы по средневзвешенной системе оценки образовательных достижений учащихся; - критериальную базу для осуществления оценочных процедур, основанную на принципах единства подходов и системности оценочной деятельности в СОШ №7 - комплект оценочных средств для реализации педагогической подсистемы оценивания. Вся система призвана обеспечить комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Компоненты системы (внешней и внутренней оценки) обеспечивают сонастройку в подходах, принципах, единстве оценочных средств и призваны выполнять задачу корреляции образовательных результатов учащихся, полученных в ходе проведения внешних и внутренних процедур оценки. |