Версия для слабовидящих

Телефон горячей линии по проведению ГИА 2020-2021: 8(86376)3-51-39 //

Понедельник, октября 26, 2020

Коррекционная работа. Советы логопеда.

 

Коррекция  школьных трудностей при формировании навыков чтения и письма

Тип трудностей

Возможные причины

1.Сложности  при  переводе звука в букву и наоборот.

Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа. Не развиты ассоциативные связи между звуковой и графической формами букв. Не усвоены понятия «звук» и «буква»

2.Побуквенное или слоговое чтение

Несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов

3.Замена близких по конфигурации букв (п-н,д-б,в,ц-щ, и.т.д.)

Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти. Недостаточность анализа между звуковой и графическоцй формами букв, недостатки методики обучения

4. Перестановка букв и слогов при чтении(лошадка- колашда), неправильное произношение при чтении

Недостаточная сформированность зрительного  восприятия, звуко-буквенного анализа, нарушения артикуляции

5. Трудности формирования зрительного образа-представления букв

Недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения ( раннее начало обучения чтению)

6. Трудности при слиянии букв и слогов при чтении

Недостаточная сформированность зрительно пространственного  восприятия. Неготовность ребенка к обучению

7. Пропуски букв, слогов и слов при чтении, угадывание, возвратные движения глаз по тексту

Трудность концентрации внимания. Слишком быстрый темп чтения. Функциональное напряжение и переутомление

8. Ошибки на определенном месте звука в слове, на выделение звука из слова

Недостаточность развития анализа пространственных представлений, несформированность фонетико-фонематического анализа

9. Правильно  прочитывается начало слова, а окончание читается с искажением (занятие-занята))

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений и зрительного восприятия

10. Зеркальное чтение ( справа налево), отсутствие дифференцировки правильных и зеркально написанных слов и букв

Зеркальное чтение (теменная и затылочная области левого полушария, срединные отделы мозга, межполушарное взаимодействие). Недостаточное развитие анализа пространственных  отношений

11. Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней

Недостаточное развитие пространственных представлений и произвольного внимания

12. Чтение с возвратом

Несформирована однонаправленность считывания текста слева направо

13. Невозможность формирования навыков чтения

Дислексия (затылочная область левого полушария, срединные отделы мозга)

 

Школьные трудности при формировании письма

Тип школьных трудностей

Возможные причины

1. Трудности при формировании правильной траектории строки

Недостаточная   сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, зрительной памяти. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения)

2.Неспособность списывания букв, неустойчивый и неровный почерк ( различная высота и протяженность букв, разнонаклонные  буквы, сильный нажим, тремор, искажение форм букв.

Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций, тонкой моторики руки; нарушение тонуса мышц руки, нарушение координации движений( неправильная поза, неправильное положение ручки). Отсутствие  прочной связи между зрительным и двигательным образами букв. Функциональное напряжение и переутомление. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения

3. Пространственные ошибки (вертикальные, горизонтальные) в расположении букв (зеркальное письмо)

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия (теменная и затылочная области левого полушария, срединные отделы; межполушарное взаимодействие). Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв

4.Трудности при формировании зрительного образа-представления  букв

Недостаточная  сформированность зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения (механическое копирование букв).Форсирование темпа обучения (раннее начало обучения письму)

5. Замена букв, прописывание нижних элементов букв и штрихов; недописывание букв; персеверация написания букв и фраз

Недостаточная  сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности концентрации внимания. Инертность элементов двигательных стереотипов (лобная область левого полушария ), недостатки методики обучения(формирование навыка чтения должно предшествовать формированию навыка письму). Форсирование темпа обучения

6.Замена букв по пространственному сходству(с-е,и-п,н-п и т.д)

Недостаточная сформированность анализа зрительно-пространственных отношений

7.Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений

Недостаточное развитие зрительного восприятия и анализа

8.Сращивание и расщепление слов, слитное написание с предлогами, раздельное написание приставок  (прилетели- при  летели)

Недостаточная сформированность вербальногно анализа, зрительного анализа и синтеза,  пространственных отношений

9.Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки

Недостаточная  сформированность тонкой моторики руки, зрительно-моторной координации и пространственных представлений

10. Затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр

Недостаточная сформированность мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительных образов букв

11. Ошибки при письме (пропуск букв, недописывание букв и слогов ,замены   согласных букв, близких по звучанию (з-с,б-п т д); неумение использовать правила при письме(не разделяет предложения точкой, сливает слова с предлогами.

Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия. Трудности концентрации внимания. Низкая работоспособность. Слищком быстрый темп письма. Нарушение сенсорной функции речи(височная область левого полушария). Форсирование темпа обучения

12. Пропуск гласных букв

Недостаточная сформированность анализа гласных звуков(лобная и височная доли правого полушария)

13. Трудности  при переводе слов из слуховолй формы в графическую (ошибки при письме под диктовку

Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, фонетико-фонематического восприятия. Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов. Слишком быстрый темп письма

14. Медленный темп письма

Недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, мелкой моторики руки, произвольного управления движениями, звуко-буквенный анализ. Медленный темп индивидуальной деятельности

Замена букв по артикуляторному типу( д-я-н-м

Недостаточная сформированность кинестетической основы речи(теменные области левого и правого полушарий

Ошибки при списывании с учебника(доски) в тетрадь (например, мед-миот)

Недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, зрительной памяти, зрительного восприятия, внимания. Недостатки методики обучения

Невозможность формирования навыка письма

Дисграфия (теменные области левого и правого полушария

               

           Коррекция  школьных трудностей при формировании навыков чтения и письма

                                                                                             скачать

         Рекомендации по устранению логопедических нарушений письменной речи у детей

                                                                                           скачать

       Ваш ученик имеет речевое заключение:  «Дисграфия», «Дислексия»

                                                                                          скачать