Год наставника и педагога
Год педагога и наставника - 2023
.
Педагог-наставник МБОУ Мокро-Гашунская СОШ№7.
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
М. А. Светлов
В МБОУ Мокро-Гашунская СОШ № 7 с 2020 года реализуется целевая программа наставничества «Вместе к успеху». Реализация программы наставничества ориентирована на достижение результатов региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Школа молодого учителя», «Учитель будущего».
Для успешного внедрения программы наставничества в нашей школе создана рабочая группа, которую возглавляет педагог с 44-летним стажем - Фёдорова Галина Ивановна.
Галина Ивановна имеет богатый опыт работы с детьми, педагогами, опыт руководящей работы. Восемь лет она поработала заместителем директора школы, а следующие восемь лет работала в качестве руководителя нашей школы. В 2007 году за заслуги в области образования она награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».
Галина Ивановна - активный участник внедрения целевой модели наставничества в двух ее формах. Первая форма -«Учитель - учитель». Она предполагает разностороннюю поддержку молодого специалиста с целью максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого и повышение его профессионального уровня. Второй год Галина Ивановна является наставником молодого специалиста - учителя географии Ивахненко Марии Юрьевны. Разработанный для данного педагога индивидуальный образовательный маршрут позволил добиться хороших результатов. Молодой специалист под чутким руководством своего наставника повышает свой педагогический уровень и является активным участником муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов. Вторая форма наставничества, которую реализует Галина Ивановна,- «Учитель – ученик». Цель этой формы - разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными и социальными потребностями.
Галина Ивановна в 2022-2023 учебном году в рамках внеурочной деятельности реализует рабочую программу для обучающихся 1-4 класса «Мир профессий». Ее обучающиеся знакомятся с миром профессий и выбирают свой будущий путь. Для реализации основных запросов наставляемых, улучшения их образовательных и творческих результатов, развития способности самостоятельно формировать у себя новые навыки и компетенции, для повышения учебной мотивации, педагог вовлекает обучающихся в различные мероприятия. Они не только активные участники ролевых игр, конкурсов, викторин и проектов, но и победители регионального конкурса «Профминутка».
- Сычёв Тимофей, ученик 1 класса - 1 место (профессия - артист);
- Мищенко Александр (ученик 2 класса) - 3 место (профессия- художник);
- Пацацуева Арина (ученица 3 класса) -3 место (профессия- сити-фермер).
За время своей педагогической деятельности Галина Ивановна вырастила не одно поколение отличных специалистов в области культуры, медицины, сельского хозяйства. Для Галины Ивановны наставничество было предопределено любовью к своей профессии. Без любви к профессии нельзя, невозможно просто добиваться никаких результатов, их просто не будет или они будут посредственными. В своей работе Галина Ивановна использует эффективные методы, приемы и практики, которые помогают ее наставляемым добиваться высоких результатов.
Педагог-наставник МБДОУ детский сад «Алёнка»
В МБДОУ детском саду «Алёнка» разработана программа наставничества «Воспитатель-воспитатель». Программа предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку. Данная программа включает в себя ряд мероприятий направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Учитель-логопед Новикова Е. В. является наставником - участником программы наставничества. Елена Викторовна имеет успешный опыт в достижении профессионального результата, всегда готова поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Для реализации программы, получения ожидаемых результатов и для реализации основных вопросов наставляемых Елена Викторовна планирует и проводит педагогические проекты, конкурсы, творческие мастерские, семинары-практикумы, консультации. Педагог-наставник Новикова Е.В. разработала и провела для молодых педагогов семинар-практикум «Развитие творческой речевой активности с использованием театрализованной деятельности»
Содержание данного мероприятия было очень насыщено, содержательно и актуально. Для проведения семинара-практикума Елена Викторовна оформила выставки «Такой разный театр (виды театра), «Все о театре» (подбор методической литературы) С детьми старшего дошкольного возраста был разыгран этюд «В гостях у бабушки». Все эти методы и приемы помогли расширить знания молодых педагогов о способах организации театрализованной деятельности для развития творческой речевой активности обучающихся.
А ряд практических упражнений семинара способствовал раскрытию творческой личности молодых педагогов, приобщениюих к самообразованию и самосовершенствованию. Свой опыт педагога-наставника Елена Викторовна представила на Всероссийском конкурсе лучших практик наставничества организованным Уральским государственным педагогическим университетом.
Педагог-наставник МБДОУ детский сад «Тополек»
В МБДОУ детском саду «Тополёк» с 2020 года реализуется проект наставничества «Школа молодого педагога», который предусматривает форму наставничества «педагог-педагог» по 2 моделям взаимодействия: «опытный педагог – молодой специалист», «педагог-новатор – консервативный педагог».
Целью проекта является содействие повышению профессионального мастерства педагогов.
Задачи проекта:
- создание условий для успешной адаптации и полноценной самореализации молодых кадров;
- выявление у педагогических работников профессиональных дефицитов;
- формирование коммуникативной и эмоциональной компетенции у молодых кадров;
- выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессиональной компетенции педагогов.
Новизна реализации проекта «Школа молодого резерва» предполагает разработку индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессиональной компетенции педагогических работников. Воспитатель Мариич Ольга Сергеевна - участник проекта наставничества «Школа молодого педагога». Педагог является наставником двух молодых специалистов, Домрачевой Виктории Николаевны и Принцовской Юлии Эдуардовны. Участие Ольги Сергеевны в проекте способствует укреплению уверенности в собственных силах и развитию личностного и педагогического потенциала.
Конечным результатом деятельности Ольги Сергеевны является обретение способности одного из наставляемых, Домрачевой Виктории Николаевны, к самостоятельным действиям, преодоление барьеров, профессиональный рост. Для реализации проекта молодой специалист был рекомендован Ольгой Сергеевной для участия в областном конкурсе «Лучший урок по безопасному использованию природного газа в быту», который проходил в ноябре 2022 года. В данном конкурсе Виктория Николаевна заняла 3 место. Для подготовки к участию в конкурсе Ольгой Сергеевной была организована и проведена деловая игра «Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками». Целью мероприятия было повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «интеллект-карт». Использование данной технологии привело к успешному участию Домрачевой Виктории Николаевны в областном конкурсе.
МБОУ Зимовниковской СОШ № 10
В МБОУ Зимовниковской СОШ № 10 с 2020 года организовано внедрение наставничества исходя из планируемых результатов внедрения целевой модели наставничества в Ростовской области согласно паспорту регионального проекта «Современная школа (Ростовская область)» национального проекта «Образование».
Цель внедрения целевой модели наставничества в МБОУ Зимовниковской СОШ № 10 - максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения профессиональной ориентации всех обучающихся разных уровней образования. В школе реализуются две формы наставничества: «Учитель - ученик» и «Учитель - учитель».
Учитель русского языка и литературы Рокутова Светлана Ивановна – участник внедрения целевой модели наставничества в МБОУ Зимовниковской СОШ № 10. Педагогом целевой моделью наставничества охвачено 11 обучающихся 11 класса. Участие в реализации модели наставничества позволяет Светлане Ивановне реализовывать интересы своей педагогической деятельности: готовность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять наставляемому простор для самостоятельной деятельности; желание вкладывать энергию и силу в развитие своего подопечного.
Для реализации основных запросов наставляемых - улучшение образовательных и творческих результатов, развитие способности самостоятельно формировать у себя новые навыки и компетенции, повышение успеваемости, педагог вовлекает обучающихся в различные мероприятия: Всероссискую олимпиаду школьников, Всероссийский образовательный проект «Урок Цифры», Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности», Областной конкурс «ЕГЭ по вопросам народного искусства и культурного наследия».
В рамках объявления в Российской Федерации 2022 года «Годом культурного наследия народов России» в МБОУ Зимовниковской СОШ № 10 30 сентября 2022 года прошел муниципальный этап областного конкурса «ЕГЭ по вопросам народного искусства и культурного наследия», в котором приняли участие 4 обучающихся 11 класса. Участие обучающихся в муниципальном этапе конкурса определило в большей степени работу наставника, учителя русского языка и литературы Рокутовой Светланы Ивановны, по второй части конкурса - написанию сочинения-эссе о сохранении национальной идентичности и духовных ценностей предков с учетом требований к содержательному аспекту сочинения – эссе: соответствию выбранной теме, глубине ее раскрытия, ценностной направленности и другим критериям.
Два участника конкурса получили возможность принять участие в региональном этапе конкурса, Гордеев Вячеслав как победитель муниципального этапа, а Глуходедова Анастасия – призер муниципального этапа. В региональном этапе областного конкурса «ЕГЭ по вопросам народного искусства и культурного наследия» принял участие Грдеев Вячеслав. В сентябре-октябре 2022-2023 учебного года был проведен школьный этап всероссийской олимпиады школьников. В школьном этапе олимпмады по русскому языку приняли участие 9 обучающихся 11 класса.
По итогам проведения олимпиады обучающийся 11 класса Гордеев Вячеслав набрал 57 баллов из 98 возможных и стал победителем школьного этапа ВсОШ по русскому языку и участником муниципального этапа. Для подготовки к участию в муниципальном этапе наставником, Рокутовой Светланой Ивановной, была организована подготовка наставляемого по различным разделам русского языка: этимологии, лексикографии, фонетики, графики, орфографии, лексикологии, фразеологии, орфоэпии, словообразованию, морфологии, синтаксису, стилистике.
Такая подготовка к олимпиаде по русскому языку позволила сформировать у наставляемого навыки самостоятельного мышления и аналитической деятельности, что в свою очередь явилось залогом всестороннего развития личности и позволило обучающемуся 11 класса Гордееву Вячеславу стать победителем муниципального этапа ВсОШ.
Педагог-наставник Шатилова Светлана Викторовна МБОУ НОШ им.А.С.Пушкина
В МБОУ НОШ им.А.С. Пушкина с 2020 года организована работа по внедрению методологии (целевой модели) наставничества. В нашей ОО разработанная рабочая программа целевой модели наставничества реализуется через форму наставничества «Учитель-учитель».
Учитель Шатилова Светлана Викторовна – участник рабочей группы по внедрению проекта «целевая модель наставничества МБОУ НОШ им.А.С.Пушкина» и разработке программы наставничества.
Участие Светланы Викторовны в реализации программы наставничества позволяет помочь молодому педагогу реализовывать себя, развивать личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Вся работа Светланы Викторовны направлена на успешную адаптацию молодых специалистов в коллективе, на развитие и саморазвитие профессиональной и творческой деятельности педагогов через оказание систематической помощи с учетом их потребностей, индивидуальных качеств, системы ценностей.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя, Светлана Викторовна разработала ряд мероприятий:
- план работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
- индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
- карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога;
- методические рекомендации для организации работы;
- осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
- анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
Для реализации профессиональных потребностей и запросов, наставляемых Светлана Викторовна вовлекает молодых специалистов в активные сферы деятельности: консультации, проектирование уроков в соответствии с ФГОС НОО, взаимопосещение уроков, анализ и самоанализ деятельности, обмен опытом, мастер-классы, круглые столы. Вовлечение в творческую деятельность осуществляется посредством участия наставляемых в конкурсах различного уровня.
Результатом работы Светланы Викторовны, с наставляемыми, являются достижения молодого специалиста Виктории Романовны Бородиной. Она активный пользователь сети Интернет - это публикации (InfoUrok.ru), создание сайтов, выступления на онлайн платформах, участие в очных и заочных олимпиадах, конкурсах:
- всероссийский конкурс «Гугл в помощь»;
- заочный этап всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2021»;
- региональный конкурсе «Учитель года 2021», в номинации «молодой специалист».
Плодотворное взаимодействие, партнёрские отношения, поддерживающий стиль общения Светланы Викторовны и наставляемых повышают их профессиональную компетентность способствуют уверенному вхождению в должность, стимулируют потребности к профессиональному самосовершенствованию и самореализации, поддерживают эмоционально и укрепляет веру в себя.
Информация о достижениях педагогических работников в сфере передачи опыта молодому поколению в МБУ ДО ДЮСШ
С целью раскрытия потенциала личности, необходимого для успешной личной самореализации, а также создания условий для формирования эффективной системы поддержки обучающихся и педагогических работников в МБУ ДО ДЮСШ реализуется Программа целевой модели наставничества.
Тренер-преподаватель по шахматам Аникеев Александр Георгиевич с 2022 года является наставником обучающейся Половко Екатерины. В процессе совместной деятельности он помогает своей ученице овладеть всеми элементами шахматной тактики, обучает технике расчёта вариантов в практической игре, стратегическим основам шахматной игры, а также формирует основы шахматной культуры. И уже сейчас есть результаты данной работы. Екатерина представляет Зимовниковский район на шахматных турнирах и уверенно занимает призовые места.
Александр Георгиевич Аникеев — ветеран спорта, почти всю жизнь играет в шахматы, преподаёт их и является турнирным судьёй. С 1967-го года Александр Георгиевич совместно с энтузиастом спорта и шахмат Александром Гриценко создали шахматную федерацию, открыли шахматный клуб, проводили первые шахматные турниры в поселке. До сих пор Александр Георгиевич является организатором множества турниров в Ростовской области и Зимовниках.
Помимо работы тренером-преподавателем Александр Георгиевич 20 лет проработал заместителем директора в МБУ ДО ДЮСШ, активно содействовал в организации мероприятий, состязаний, которые проводили или в которых участвовали воспитанники ДЮСШ.
Александр Георгиевич является действующим шахматистом, участвует в соревнованиях различного уровня. В числе последних достижений: победа в Открытом первенстве Волгодонска в 2022 году в номинации «Ветераны спорта», бронзовая награда Шахматного турнира «Мирный атом» (г. Волгодонск). За годы профессионального пути Александр Георгиевич 7 раз становился чемпионом Зимовниковского района по классическим шахматам, 4 раза выигрывал Кубок Зимовниковского района.
Наряду с успехами в шахматах у Александра Георгиевича есть и спортивные достижения. За его плечами 57 преодоленных классических марафонов, в том числе Московский международный марафон, Космический марафон (г.Королёв), марафон «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. Причем, первый свой марафон в 42 км. Он пробежал в 40 лет.
За время своей преподавательской деятельности этот многогранный человек вырастил немало спортсменов-разрядников: Гунько Валерия, Тислицкая Диана, Новиков Кирилл, Бердник Екатерина, Лапик Константин, Порываев Михаил, Ободец Богдан, Оболенская Ангелина, Лиманская Анастасия. Среди воспитанников тренера есть чемпионы и призеры области и района: Гунько Валерия, Еременко Полина, Тислицкая Диана, а также неоднократные победители шахматных командных соревнований среди сельских районов ростовской области.
В своей работе Александр Георгиевич использует эффективные методы и приемы, которые помогают обогатить и разнообразить образовательный процесс, а также приводить своих учеников к победе.